Пластилиновые буквы

Знакомство с буквами и первые шаги в обучении чтению можно превратить в увлекательную игру. Как это сделать, рассказывает преподаватель Института психологии им. Л.С. Выготского Александра САПОЖНИКОВА
Игра-пособие «Пластилиновые буквы» изготовляется совместно с детьми в процессе знакомства с буквами алфавита.
Основная ее цель — сформировать у ребенка четкий образ каждой печатной буквы. Игра позволяет сформировать навык слитного чтения, дает возможность «оживить» буквы и использовать их в режиссерских играх. Можно использовать пластилиновые буквы как наглядный материал для выполнения самых разных заданий с буквами и словами.
Игру можно начинать, как только дети познакомятся с первыми двумя-тремя буквами.
Взрослый заранее готовит 33 картонки размером приблизительно 10x10 см, но разных цветов и форм. Например, таких:
• 10 круглых красных картонок — для гласных букв,
• 20 синих четырехугольных — для согласных,
• одну сине-красную — с двумя углами и двумя скругленными углами — для Й,
• две белые — с волнистым краем — для мягкого знака и с зазубренным краем — для твердого знака.
Дети договариваются, кто какую букву будет лепить. Педагог раздает им карточки соответствующих цветов и форм.
Дети делают из пластилина «колбаски» и выкладывают из них на картонных карточках свои буквы, крепко придавливая пластилин к картону: первые карточки готовы.
Если какие-то дети захотят сделать одинаковые буквы-карточки и в результате получится несколько карточек с одной и той же буквой, это только расширит возможности игры и сделает ее более интересной.
Варианты игры первого уровня сложности
Вариант 1
Играющие сидят за столом, сложив руки под столом. Водящий под столом передает в руки каждому игроку по карточке.
Игроки ощупывают буквы на своих карточках, называют их и только после этого выкладывают буквы на стол.
Если буква названа правильно, она остается у игрока, если нет — возвращается водящему.
Побеждает тот, кто ни разу не ошибется.
Вариант 2
Для игры понадобится низкий столик (не выше 30—40 см).
Его можно сделать вместе с детьми из обычного картонного ящика, отрезав лишние части и обклеив его поверхность цветной бумагой (или пленкой), а углы — скотчем.
Играющие садятся на ковер вокруг столика так, чтобы удобно было держать под ним руки.
Карточки лежат на полу под «столом» буквами вниз.
Каждый игрок берет любую карточку, ощупывает ее и называет букву. Если буква названа правильно, она остается у игрока, если нет — она возвращается под стол в общий «базар». Выкладывать отгаданные буквы можно на столе или на ковре, перед каждым игроком или в один или несколько рядов — в зависимости от дальнейших заданий.
Побеждает тот, кто наберет больше букв.
Можно разделить детей на команды, тогда победителем будет не отдельный игрок, а одна из команд.
Вариант 3
Игроки сидят, заложив руки за спину, и в таком положении получают от водящего карточки, на ощупь распознают букву и называют ее.
Попробуйте поиграть в эти игры: вы заинтересуете ребенка и добьетесь результатов в обучении чтению.